С нового года Москва перейдет на новую систему обращения с отходами, которая предполагает создание единого регионального оператора по обращению с отходами. Положением ст.29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено требование к субъектам Российской Федерации - городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь перейти к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) региональными операторами по обращению с ТКО (далее - Регоператор) до 01.01.2022.
Региональный оператор – это организация, которая с 1 января 2022 года будет отвечать за весь цикл обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО): сбор, вывоз, обработку, утилизацию и размещение ТКО. Он будет одновременно заключать, исполнять и контролировать договоры с отходообразователями, операторами транспортирования ТКО и операторами объектов сортировки и утилизации ТКО, а также вести учет объема и качества оказываемых услуг.
Региональный оператор отбирался путем проведения открытого конкурса, организованного уполномоченным органом власти субъектов Российской Федерации, а именно Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.
С 2022 года только победитель государственного тендера уполномочен оказывать услуги по обращению с отходами на территории города Москвы. Теперь все договоры, которые заключают потребители, как физические, так и юридические лица, должны заключаться исключительно с региональным оператором.
Таким образом, сфера обращения с ТКО станет более открытой, систематизированной и прозрачной.
С 1 января 2022 года услуга по вывозу отходов в городе Москве получает наименование «Обращение с ТКО» и с момента утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) услуга по вывозу отходов становится коммунальной в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Стоимость данной услуги будет учтена в платежных документах (квитанциях).
По результатам конкурсного отбора Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГУП «Экотехпром» 13 мая 2021 года подписано Соглашение №110 ДЖКХ/21 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Москвы. Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 13.05.2021 № 01-01-13-105/21 ГУП «Экотехпром» присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на срок до 31 декабря 2029 года. В зону ответственности Регоператора входит вся территория Москвы.
Предприятием начаты подготовительные мероприятия для перехода к новой системе обращения с отходами и с 1 января 2022 года Региональный оператор приступит к осуществлению деятельности в городе Москве. Предприятие имеет большой опыт работы в сфере обращения с отходами, оно успешно работает в отрасли с 1993 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы № 604 от 29 июня 1993 года.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Москвы №110-ДЖКХ/21 Региональный оператор приступит к осуществлению деятельности по обращению с ТКО с 1 января 2022 года. В настоящий момент предприятием начаты подготовительные мероприятия для перехода к новой системе обращения с отходами. Срок полномочий компании определен до 2029 года.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Региональный оператор организовывает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в зоне деятельности Регионального оператора на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
По прежней схеме за вывоз отходов и все остальные этапы по обращению с ними отвечало множество разных компаний. С появлением новой структуры в виде регионального оператора контроль сосредоточится в «одних руках». Региональный оператор будет организовывать всю работу и тщательно следить за ее выполнением.
В соответствии с действующим законодательством и вышеуказанным Соглашением Региональный оператор вправе привлекать к оказанию услуги по обращению с ТКО другие специализированные организации (далее – Операторы) путем проведения в установленном порядке процедуры открытого конкурса.
Так, по результатам проведенных торгов Операторами определены следующие организации:
Работа ООО «МКМ-Логистика» заключается в сборе и вывозе отходов, сортировке и выделении полезных фракций, с последующим направлением их на переработку, а неутилизируемых отходов на обезвреживание и размещение.
В соответствие с пунктом 4 статьи 24.7 Закона 89-ФЗ собственники ТКО (собственники частных жилых домов и частей жилых домов, собственники нежилых помещений в многоквартирных домах, управляющие компании/ТСЖ/жилищные кооперативы, с юридические лица и предприниматели, в результате деятельности которых образуется ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией/ТСЖ договор с Региональным оператором заключает управляющая организация/ТСЖ согласно пунктам 148.8., 148.9. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354.
Для заключения договора с агентом Регионального оператора, которым является ООО «МКМ-логистика», необходимо на сайте компании заполнить онлайн-заявку и направить необходимые документы.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Москвы, осуществляемую ГУП «Экотехпром» составляет 839,23 руб. за 1 куб.м. Тариф утвержден приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 09.11.2021 № 170-ТР. Тариф является единым для всех потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Нормативы накопления ТКО для конкретных категорий отходообразователей утверждены распоряжением ДЖКХ г. Москвы от 29.09.2021 № 01-01-14-194/21. К примеру, среднегодовой норматив накопления ТКО для жилых помещений установлен в размере 0,104 куб.м. на 1 кв.м. площади, для парковок – 0,444 куб.м. на 1 машино-место, а для офисного учреждения – 1,252 куб.м. на 1 сотрудника.
Субъекты нашей страны выбирают единицу для расчета стоимости услуги по вывозу отходов самостоятельно исходя из региональных особенностей. Нормативы могут рассчитываться по числу зарегистрированных жителей или же по метражу жилья.
В Москве помимо зарегистрированных граждан находится большое количество временно проживающих, незарегистрированных граждан. Если бы плата устанавливалась по числу зарегистрированных граждан, а не по площади, то москвичи бы оплачивали услугу за незарегистрированных жителей, что представляется неприемлемым. Плюс на площади, где прописан один собственник, проживают целые семьи из 5–10 человек и соответственно отходов образуется гораздо больше, чем от одного человека. А в настоящее время, отсутствует легальная возможность отследить и зафиксировать количество фактически проживающих граждан. По аналогии с оплатой услуг по водо-, газо- и электроснабжению на производство мусора невозможно установить счётчик и отследить фактическое количество произведенных отходов в каждой квартире или доме.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008г. № 641». На основании указанной формы ГУП «Экотехпром» опубликовало на своем сайте Типовые договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для отдельных потребителей:
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Предложения потребителя для внесения в договор оформляются в виде протокола разногласий к проекту договора в соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса РФ.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора в соответствии с пунктом 8.15. Правил обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в лице его агента.
Собственнику квартиры в многоквартирном доме с Региональным оператором оптимально заключить договор через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК и т.п.).
Все договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз отходов, действуют только до 1 января 2022 года. До указанной даты вывоз ТКО с контейнерных площадок осуществляется в рамках ранее заключенных договоров. С 1 января 2022 года у всех отходообразователей должны быть заключены договоры на услугу «Обращение с ТКО» с региональным оператором.
С 1 января 2020 года на территории Москвы действует двухпоточная система раздельного сбора отходов. Это значит, что на каждой контейнерной площадке должны быть установлены емкости с серой и синей индикацией. Различить контейнеры достаточно просто - если есть синяя наклейка с надписью вторсырье, то он предназначен для сбора пяти видов сухих отходов - пластика, стекла, макулатуры, металла и тетрапак. Контейнер с серой наклейкой предназначен для смешанных отходов, то есть остатков пищи, предметов личной гигиены и емкостей, загрязненных продуктами питания. Такая система зарекомендовала себя с лучшей стороны и будет сохранена в прежнем виде.
Задать вопросы, касающиеся сферы обращения с отходами, можно по телефону горячей линии ООО «МКМ-логистика» - 8 (495) 726-39-93 или отправив электронное письмо на адрес электронной почты: zayavka@ec-line.ru.
Постановление Правительства Москвы «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг». Кроме того, информацию о действующих льготах и субсидиях за оплату жилищно-коммунальных услуг рекомендуем уточнять в органах социальной защиты населения.
Уклонение от заключения договора на вывоз ТКО и КГО будет иметь признаки состава административного правонарушения, закрепленного в настоящее время:
- в ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На уровне Московского законодательства Пунктом 3.1. Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 г. № 1018 (далее – Правила № 1018) установлена обязанность юридических лиц, иных хозяйствующих субъектов и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы, заключать договоры на вывоз ТБО и КГМ с подрядными мусоровывозящими организациями и физическими лицами, имеющими договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию и обезвреживание отходов, в соответствии с утвержденными Правительством Москвы среднегодовыми нормами накопления ТКО и КГМ.
Ответственность за нарушение правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве предусмотрено статьей 8.10. КоАП г. Москвы и влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Таким образом, отсутствие у юридического лица с договора региональным оператором в лице оператора комплексной услуги (ООО «МКМ-Логистика») с 01 января 2022 года, образует состав административного правонарушения.